Сложные собеседники и как с ними коммуницировать.
"АГРЕССОРЫ"

Этот тип собеседников - эмоциональные манипуляторы, которые бьют по больным местам: давят, прямо или косвенно оскорбляют, пугают, угрожают и прочее. То есть задействуют эмоциональные манипуляции (подробнее про них есть в статье про манипуляции).

Что с ними делать?

➡️ Первым делом мы рекомендуем рационализировать, то есть ответить на внешнюю сторону сообщения, игнорируя эмоциональный подтекст.

Во-первых, это покажет агрессору, что ваша линия обороны выстроена надёжно (этого часто хватает, чтобы он перестал манипулировать), во-вторых, даст возможность проверить - а была ли манипуляция, или вы среагировали по принципу "сам придумал, сам обиделся" (то есть просто сработал внутренний болезненный триггер).

➡️ Если это не сработало - тогда уже включать способы защиты от манипулирования (заезженную пластинку, уступку с условием, психологическое айкидо и т.п.).

❗️Особое внимание обратите на товарищей "Ой, случайно получилось". Это ровно те же агрессоры, внешне милые и пушистые, но то и дело снова наступающие на больную мозоль (ой, я забыл, что ты просил об этом не говорить).

"КИДАЛЫ"

Этот тип собеседников всё время пытается увильнуть от ответа, "переобуться", переиначить слова, "забыть", что вы договорились, вырвать из контекста, недоговорить или попросту соврать.

Это тоже манипуляторы, но работающие на "рациональных" манипуляциях, а на информационных искажениях.

Что с ними делать?

➡️ Прежде всего, уточнять, перепроверять, запрашивать цифры и документы, требовать пруфы (доказательства), подписывать договоры и пр.

➡️ А ещё - переводить общение с ними в переписку. Даже если вы пообщались лично (на встрече или по телефону), возьмите за правило отправлять резюме встречи и разговора с основными деталями на почту или в мессенджер с просьбой подтвердить договорённости.

❗️ В почте всегда пишите ответом (чтобы не было возможности сказать, что именно это письмо улетело в спам/было случайно удалено), а основные договорённости в мессенджерах на всякий случай сохраняйте ещё и скрином (на случай "не было такого, это я случайно отправил в диалог личное фото и тут же удалил").

"ДАРИТЕЛИ"

Этот тип собеседников встречает вас с распростёртыми объятиями, селит в дорогой гостинице, накрывает "поляну", дарит подарки... чтобы потом выдвинуть претензии, что они вам всё, а вы - неблагодарная сволочь.

Причём претензия может появиться сиииильно позже процесса "дарения".

Что с ними делать?

➡️ Прежде всего проработать внутреннюю установку, позволяющую принимать. Если вы понимаете, что люди дарят вам что-то добровольно, и вас это ни к чему не обязывает, - то для вас они и не будут сложными.

➡️ Если же принимать не очень получается (сразу тянется чувство вины, желание что-то сделать в ответ и пр.) - тогда не принимать. Выработайте пару фраз - "заезженных пластинок", которые защитят вас от дарения, типа "тортик давайте потом, сначала обсудим вопрос сотрудничества".

➡️ Менять контекст ситуации. Например, вместо выезда к "дарителю", принимайте его у себя или организуйте встречу на нейтральной территории, начинайте с небольшого подарка сами, или же сразу делитесь тем, что вам вручили (а давайте все вместе!..). Это сильно ограничит возможности такого манипулирования.

"СВЕТЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ"

Этот тип собеседников всегда на позитиве, всему радуется, всё одобряет, сыпет комплиментами и уменьшительно-ласкательными формами, но по факту за этим всем стоит осуждение вас за неидеальность (в сравнении с ними конечно), обесценивание и поучения.

Что с ними делать?

➡️ Сначала снова идти внутрь и позволять себе быть не идеальным. Прямо проговаривать аффирмации "Со мной всё в порядке, я могу ошибаться, это нормально".

➡️ Что касается внешней коммуникации - давать прямую обратную связь, чётко обозначая, что вам не нравится (не люблю, когда меня зовут Юльчик, пожалуйста, Юлия).

Не пугайтесь, если она не сработает с первого раза, не останавливайтесь, - иногда требуется повторить несколько (много) раз))

"МОЛЧУНЫ"

Этот тип собеседников молчит. И молчит. И молчит. И динамит. И ещё делает Pokerface. По ним до последнего непонятно, согласны они или нет, и в самый неподходящий момент вдруг выясняется, что у них осталась куча вопросов и претензий. А вы уже и всё проговорили три раза, и уступки сделали, и вообще.

В деловой коммуникации такому способу ведения переговоров (как жёсткому) в принципе учат)))

Что с ними делать?

➡️ Конечно же, задавать вопросы. Много вопросов (один-два часто не работают). Открытые и "широкие" вопросы, на которые нельзя ответить одним-двумя словами (а что вы думаете по этому поводу; аргументируйте своё мнение, пожалуйста; расскажите подробнее; как вы к этому пришли и т.п.).

Ну ещё конечно можно попытаться их перемолчать, но это сложно, потому что многим в паузах неловко.

➡️ Если же молчун не реагирует и на вопросы, то мы рекомендуем воздействовать более жёстко - вести себя так, как будто они уже с вами согласились (иногда можно для начала ввести фразу типа "молчание - знак согласия").

Например, сказать такому молчуну-клиенту "Ну раз вопросов нет, то подписываем договор, и я пойду договариваться об отгрузке". Обычно в этот момент их прорывает, но управляете процессом вы, а не они))

Автор статьи: Гулимова Анна
Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, зарегистрируйтесь на бесплатный вебинар "10 пунктов, которые повысят эффективность вашей коммуникации"
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ