Работа с голосом.
Особенности паравербальной коммуникации
Вопрос удалённой коммуникации, в том числе телефонной, сейчас как никогда актуален)) Ибо лично встречаться не всегда получается.

Правда, так называемые паравербальные (голосовые) особенности коммуникации всегда играют большую роль. Не зря же часто люди говорят "влюбилась в его голос", "бархатный голос", "говорит, как в сексе по телефону" и пр.

Какие параметры голоса и речи играют роль?

У нашего звучания (то есть голоса и речи, но не в плане смысла слов, а в плане восприятиях на слух) есть масса характеристик. Коснусь основных, важных в коммуникации, в частности, в переговорах (есть ещё те, которые важны например в вокале или в актёрстве, типа благозвучности или полётности, но сейчас не про них).

  • Громкость.
Голос может звучать громко или тихо. Ну или средне, что логично, но здесь и далее я буду для простоты показывать дихотомию или-или))).

Громкий голос обычно воспринимается как уверенный (это не про орать, а про хорошую слышимость :)). Тихий - как неуверенный (человек, говорящий тихо, как будто прячется, чтобы его не услышали).

  • Скорость (темп).
Человек может говорить быстро или медленно.

Быстрая речь воспринимается как суетливая, нервная, тревожная или, как минимум, эмоциональная. Медленная (конечно, не супер-медленная, а размеренная) - как более рациональная, взвешенная, уверенная и спокойная.

  • Высота.
Человек может говорить высоко или низко. И обратите внимание, это не про тембр!! Тембр - природная характеристика, есть голоса более высокие и более низкие, а в данном контексте я говорю именно про ситуативную высоту, то есть колебания тона в рамках вашего привычного тембра.

Высокий тон воспринимается как истеричный, эмоциональный, беспокойный (тут очень много параллелей с высоким темпом речи). Низкий - как солидный, профессиональный (если вспомнить седовласых профессоров, они обычно говорят низко), или же как более сексуальный (да-да, секс по телефону - тоже про низкий тон).

  • Ритмичность/акценты.
Речь может звучать плавно или рубленно, ритмично (с акцентами).

Плавная речь воспринимается как более мягкая, спокойная, но одновременно не привлекает внимания, усыпляет, как бы "затирается" в восприятии. Ритмичная, акцентированная речь воспринимается как более жёсткая, категоричная, командирская, но привлекает внимание.

  • Интонации.
Речь может звучать интонировано или монотонно. И это не про выше-ниже (чтобы не было путаницы), это про наличие/отсутствие эмоций в речи.

Монотонная (роботизированная, "бубнящая") речь воспринимается как скучная, складывается впечатление, что самому говорящему всё равно, что он говорит. Интонированная речь (в ней может звучать злость, грусть, радость, удивление и пр.) - как насыщенная эмоциями, увлекающая, заражающая.

  • Паузы.
Речь может звучать без пауз и с ними.

Речь без пауз воспринимается как навязчивая и скучная (она как бы не даёт "вставить слово", взять время на размышление, передохнуть). Речь с паузами (конечно, если они в нужных местах))) - как более взвешенная и разумная.

  • Дополнительные звуки.
Речь может звучать сама по себе или же включать в себя другие звуки - покашливание, прочищение горла, так называемые "назализации" (тянущиеся звуки "в нос" - ааааааа, ээээээ), сопение и пр.

Речь без дополнительных звуков воспринимается как более уверенная, убедительная, подготовленная. Речь, насыщенная такими звуками - как неуверенная, непрофессиональная, а порой даже и как лживая (как будто человек на ходу придумывает, что сказать).

Как это можно применить?

Разными характеристиками голоса и речи мы производим разное впечатление на собеседников, как было сказано выше.

Соответственно, можно и нужно применять это в коммуникации, особенно профессиональной.

➡️ Например, если вам нужно произвести положительное первое впечатление при знакомстве, то лучше чуть занизить тон голоса и чуть замедлить темп, плюс - делать смысловые паузы, чтобы вас сразу восприняли как уверенного в себе солидного профессионала.

➡️ Если нужно успокоить собеседника, который нервничает (например, в конфликте) - стоит говорить негромко, а главное - довольно монотонно, медленно, и опять же, на низких тонах.

➡️ Если нужно встряхнуть, тонизировать собеседника - важно добавить в речь эмоций (сделать её более интонированной) и акцентов, сделать её более рубленной. Это же позволит данной части речи лучше запомниться.

➡️ Если нужно заразить собеседников идеей, вдохновить, заинтересовать - важно говорить быстрее и выше (для эмоциональности восприятия), добавляя порой слегка театральные паузы.

В целом, хорошее владение голосом и особенностями речи (опять же, я не про подбор слов, а именно про управление речевым аппаратом) - очень классный ресурс, повышающий эффективность коммуникации.

Как тренироваться?

Для того, чтобы самостоятельно отработать разные характеристики речи и голоса, вы можете делать очень простые упражнения.

  • Берёте небольшой отрывок статьи из газеты или главы из книги, читаете его вслух сначала медленно, потом быстро, сначала громко, потом тихо. Потом объединяете несколько характеристик.
  • Берёте стихи (можно детские), и в зависимости от смысла стиха, разные строчки читаете в разном темпе, разной громкости, высоте и пр.
  • Берёте любую короткую фразу (я часто тренирую участников на пословицах и поговорках) и произносите её вслух с разным чувством - со злостью, с радостью, с печалью, с ужасом и пр.
  • Берёте любую привычную вам речь (например, презентацию продукта, если вы работаете в продажах), начинаете говорить медленно, постепенно наращиваете темп до максимального, потом опять снижаете до самого медленного. Начинаете тихо - наращиваете до громкого - обратно до тихого. Начинаете с низкого тона - наращиваете до высокого - обратно до низкого и пр.
Автор: Анна Гулимова
Хотите получить намного больше упражнений и протестировать свой голос? - регистрируйтесь на вебинар Валерии Кряневой, которая уже 25 лет ставит голоса.
Подробнее