Почему формула
"Если надо объяснять - то не надо объяснять" не работает в управлении
Сразу спойлер: на наш взгляд, эта формула не работает нигде. Просто в управлении её негативные последствия значительно весомее, а потому заметнее.

Многие руководители (к счастью, далеко не все!) считают, что сотрудники, придя на работу, "по умолчанию" должны ряд вещей: всегда хотеть работать, браться за любые задачи (вне зависимости от того, насколько эти задачи криво поставлены), априори (и с радостью!) соглашаться на сверхурочную работу (в том числе в ночь с субботы на воскресенье) и т.п.

Но отдельное место в этом списке умолчаний занимает чтение мыслей руководителя, которое, по-видимому, должно встраиваться как отдельная опция при подписании документов о приёме на работу. Ну и ещё дословное запоминание всего, что говорится в течение 1-3-23 лет.

Приведем самые частые примеры/ситуации, в которых руководитель требует именно этого.

Должен знать, у него это в должностной написано!
Применяется чаще всего в отношении каких-то мелких деталей, имеющих отношение (а иногда и не имеющих отношения) к обязанностям сотрудника.

Особенно смешно (конечно, это грустная ирония) звучит данный посыл в ситуациях, когда работа сотрудника с должностной инструкцией никак не пересекаются, а сей документ формально подписан для проверяющих органов. И обе стороны об этом знают.

Им/ему/ей это объясняли при приёме на работу, зачем это повторять?!
Применяется чаще всего в отношении целей компании, её стратегии, перспектив развития и прочих системообразующих вещей. А, и системы мотивации конечно.

Интересно, что часто это даже и не "объясняли", а "дали почитать" (и то не факт), да и в целом это делал не непосредственный руководитель, а кто-то другой, и уверенности в наличии и качестве объяснения нет.

Это все у нас знают!
Применяется чаще всего в отношении внутренних норм, принципов, применяемого профессионального сленга и других элементов корпоративной культуры.

Речь при этом чаще всего идёт не о формализованных нормах, которые где-то зафиксированы и измеримы, а о сакральных знаниях, передающихся из уст в уста. Ну или воздушно-капельным.

Это и так понятно любому!
Это вообще хит. Точнее хитяра.

Ведь "понятно любому" должно быть что угодно - от значений общих слов (качественно, быстро, хорошо и пр.) до важности того или иного события/проекта/задачи для организации и личной мотивации сотрудника.

Сотрудники здесь должны автоматически перевести "постарайтесь как для себя" как "ребята, приедет один из собственников, и если будет что-то не так - нам всем крышка", а "ну занеси, как сделаешь" - как "срочно отложи все дела и в течение получаса умри, но заверши этот отчёт".

Почему такой подход не работает даже с опытными сотрудниками?

1. Люди разные. Они по-разному воспринимают, понимают и запоминают информацию. И там, где один имеет шансы "уловить с полуслова" (далеко не факт, что верно - подробнее в П.4), другой рискует не понять ничегошеньки.

2. Поток информации, который сейчас ежедневно обрушивается на любого человека, огромен. И в этом потоке люди не обязаны дословно помнить всё, сказанное им с детства с момента приёма на работу. Да это и физически невозможно. Оперативки не хватает))

3. Задача руководителя - именно объяснять. И рассказывать. И разъяснять. И расшифровывать. И доносить понятным языком. И детализировать. И (кстати!) убеждать. И... Ну, вы поняли.

4. И наконец главное - ЛЮДИ НЕ ЧИТАЮТ МЫСЛИ!
Не удержались от капса, потому что это ключевая мысль, которую хорошо бы ежечасно держать в голове руководителю по отношению к своим подчинённым (как впрочем и всем остальным в личной и рабочей жизни). В силу разного жизненного опыта, разного уровня знаний, разного кругозора и пр. люди совершенно по-разному воспринимают одни и те же слова, по-разному оценивают одни и те же события, и придают разную окраску одним и тем же действиям. И у сотрудника нет задачи догадываться, что именно сейчас имел в виду руководитель. А есть задача чётко выполнить чётко же поставленную задачу.

Именно поэтому объяснять, объяснять и объяснять. Термины, определения, оценочные фразы, нормы, правила, цели, предыстории, "почему я", "что мне за это будет" и множество других детальных моментов.

И нет, это не про то, что сотрудники - "детский сад". Это про адекватное управление.
А если вам важно научиться говорить с сотрудниками, в частности - ставить задачи, давать обратную связь, договариваться даже в конфликтных ситуациях, - присоединяйтесь к курсу
Подробнее
Made on
Tilda