Любому спикеру, да и не только спикеру, а и переговорщику (а иногда кажется, что любому человеку, потому что не лишним это будет и начальнику, и родителю, и в массе других ситуаций) важно отлично владеть собственным голосом.
А чтобы этого достичь, имеет смысл знать основные характеристики голоса и развивать их.
В статье - как раз про основные характеристики голоса и про то, что стоит делать в рамках каждой из них.
Сила голоса.
Несмотря на то, что сила - объективная характеристика голоса, измеряемая в децибелах, в бытовом понимании чаще всего силу приравнивают к громкости.
Ну и да, громкость тренировать проще, чем децибелы))))
Развивая голос, важно тренироваться говорить как еле слышно (шепотом), так и очень громко (по сути, кричать, не крича) для того, чтобы в зависимости от ситуации в нужный момент применять оптимальную громкость (силу) голоса.
Высота голоса.
Это то, насколько высоко или низко звучит голос, а также в каком диапазоне (насколько широко) человек может варьировать эту высоту.
Работая с этой характеристикой, важно помнить, что высокий голос («визгливый») воспринимается как неуверенный и даже истерический. Кстати, мы все звучим высоко, когда находимся в сильной эмоции (даже мужчины).
Низкий голос («грудной») воспринимается как более солидный, основательный и уверенный (важно только не переборщить, так как излишне заниженный голос воспринимается угрожающе).
Тембр.
Это окраска голоса, которая дана человеку от природы. Кстати, в него входит не только природная высота, но и благозвучность в целом (о ней ниже).
Несмотря на то, что тембр как таковой у человека не меняется (точнее, так как это физиологическая характеристика, он может меняться только в силу физиологических изменений - приёма гормонов, травм связок и пр.), работая с высотой голоса, его интонациями, подвижностью, можно сгладить особенности тембра (например, «скрипучесть»).
Интонация (тон) голоса.
А вот это ситуативная эмоциональная окраска голоса.
Интонация быстро меняется, и может восприниматься как радостная, грустная, саркастическая, испуганная и т.п.
Для тренировки интонационных изменений важно читать и рассказывать что-то вслух, как говорится, «с выражением».
А если, к примеру, вам важно в моменте поддерживать бодрый и доброжелательный тон, можно улыбаться (как при личном общении, так и в разговоре по телефону).
Полётность голоса.
Это характеристика, которая оценивает, как далеко слышно голос без повышения его громкости.
То есть, тренируя полётность, важно не напрягать связки, чтобы докричаться до собеседника, а задавать такое направление голосу, чтобы звуки как бы «летели» в нужном направлении, а не растворялись в пространстве рядом с лицом говорящего.
Здесь поможет и контроль направления подбородка, и чёткая артикуляция.
Темп (чаще говорят речи, а не голоса).
Это скорость, с которой проговариваются фразы и слова. Несмотря на то, что это уже не про сам голос, характеристика важная и имеет большое влияние на впечатление от человека и его звучания.
Чем быстрее речь, тем менее внятной она становится, и кроме того, чрезмерно быстрая речь не вызывает доверия, так как воспринимается излишне суетливой и тревожной.
Тренировка темпа – проговаривание (чтение) различных текстов с разной скоростью (очень медленно, очень быстро, в среднем темпе), с максимально быстрым переключением скорости от одной к другой.
Подвижность голоса.
Это возможность его изменений по громкости, темпу, тону.
Очень важно, чтобы эти изменения происходили не случайно, а управляемо, чему помогут тренировки каждой отдельной характеристики. А потом нескольких характеристик вместе.
По сути, курсы ораторского мастерства чаще всего именно об этом.
Благозвучность.
Это то, насколько голос приятен для окружающих и воспринимается как здоровый и благополучный.
Например, насколько голос звонок и очищен от различных «посторонних примесей» (визгливости, гнусавости, скрипучести и т.п.). Тут, конечно, никуда не деться от природного тембра (о нём выше), но можно добавлять динамические характеристики типа интонаций, сглаживая особенности тембра.
А ещё для тренировки благозвучности стоит работать над естественностью дыхания и звучания, и свободным выходом звука (различные звуковые "примеси", звучащие не очень приятно, часто связаны именно с этими аспектами).
Экспрессивность (выразительность).
Это обобщенная характеристика (включает в себя и тон, и громкость, и темп), которая позволяет окружающим воспринимать голос как эмоционально окрашенный, "живой" или, напротив, скучный и безэмоциональный.
Невыразительный голос - монотонный голос, звучащий в одном темпе, на одном уровне громкости. Конечно, эта характеристика во многом связана ещё и с темпераментом человека и его привычками, но ею тоже можно управлять.
Как и подвижность, экспрессивность можно развить, осознанно меняя и сочетая отдельные характеристики голоса. А ещё периодически слушая свой голос и отмечая, что хочется добавить в его звучание.