Зачем нужно привлекать внимание в коммуникации?
Если вы:
- Выступаете на публику,
- Ведёте прямые эфиры,
- Ведёте переговоры (в том числе телефонные),
- Учите (например, читаете лекции),
- Проводите совещания,
Вам в любом случае важно обладать комплектом инструментов для привлечения внимания в коммуникации (слушателей/зрителей/собеседника).
Как привлекать внимание в коммуникации? Методы есть разные, ниже - обзор, начиная от самых простых ("банальных"), но незаслуженно забываемых, до сложносоставных и даже опасных.
Мы вообще сторонники простых инструментов из серии "по-русски через рот", которые позволяют достичь 90% наших целей, поэтому с них и начнем.
➡️ Собственно, простые методы/инструменты.
Прямые просьбы/указания. Например: "Прошу обратить внимание", "внимание, сейчас проговорю важный момент", "сконцентрируйтесь пожалуйста, сейчас будет главный пункт" и т.п.
Несмотря на простоту и банальность, этот метод работает хорошо. И несмотря на ту же простоту, почему-то мало кто им пользуется. А зря :)
Паузы. Например: "...", "....." или вообще "......."
Пауза - вообще крутейшая штука. Особенно если вы ведёте сложные переговоры или выступаете на аудиторию и особенно если собеседник или слушатели отвлеклись. Как только вы замолкаете, автоматически другие люди начинают искать причину наступившей тишины. И переключаются на вас.
Поднять руку/палец. Тут примеров не будет, потому что метод визуальный. Естественно, сработает он в живом выступлении или видеоконференции/видео-звонке.
Вроде бы школьная история (да-да, как будто вы просите дать вам слово... хотя почему как будто?!), а по-прежнему привлекает внимание людей любого возраста.
Движение (буквально любое). Тут также продолжается про визуализацию. Главное, что стоит помнить - стационарный объект буквально мгновенно заставляет нас терять интерес. В отличие от движущегося.
Особенно это важно конечно для выступающих с длительными речами.
➡️ Дальше чуть сложнее.
Изменение динамики речи ("Навязывание ритма"). Тут остановимся подробнее.
Монотонная речь усыпляет, это всем известно. А вот если вы говорите не монотонно, а всё время по-разному, вы задаёте выгодную вам ритмику мозгу слушателей (поэтому и "навязывание", хотя тут не про манипуляции) с помощью собственной речи.
На привлечение внимания будет работать: - изменение интонации (грустно - испуганно - радостно - удивлённо и т.п.),
- изменение темпа речи (быстро - медленно - в среднем темпе),
- изменение громкости речи (громко - тихо).
Про громкость скажем отдельно. Если вам нужно привлечь внимание слушателей/аудитории, вместо повышения громкости (крика), лучше снизьте её (заговорите почти шепотом) - и вы увидите, насколько лучше это работает.
Поэтому тренируйте управление динамикой речи! Говорите пословицы в разном темпе и с разными интонациями, разыгрывайте сценки, имитируйте речь с яркими особенностями и пр.
Восклицания. Например: "О!", "Кстати!", "А!", "Да!" и т.п.
Здесь к изменению динамики речи добавляются ещё и слова, провоцирующие любопытство, потому что за ними обычно следует что-то интересное.
➡️ Ну и дальше ещё сложнее.
Вопросы самому себе и ответы на них. Главное, что важно понимать - когда вы задаёте вопрос, ваши интонации принципиально отличаются от интонаций повествования (утверждения), и у собеседника(ов) сразу появляются ушки на макушке ("вдруг меня спросили"))))
Заранее подготовленные экспромты (они кстати, задаются как раз вводными фразами из прошлого раздела). Например: анекдот, цитата из книги, шутка, фраза известного человека и пр., как будто "случайно" вспомненные вами в процессе разговора/диалога.
Они позволяют переключиться от основной, иногда сложной, коммуникации (например, технической), и тем самым автоматически привлекают внимание.
Истории (сторителлинг). Например: "Был у меня один клиент...", "Кстати, буквально на прошлой неделе меня спросили, могу ли я...", "О, двадцать лет назад я встретился с..." и пр.
Истории (и кстати сюда же примеры из жизни, так как они очень близки по сути) всегда привлекают внимание самим фактом своего появления хоть в переговорах, хоть в эфире, да хоть бы даже и в статье.
Тизеры. Например: "Вы слышали что-то про эффект Даннинга-Крюгера?" или "Как в том анекдоте про поручика Ржевского".
То есть это некий "вброс" (непонятного словечка, термина, аббревиатур, кусочка цитаты, фамилии и пр.), который не даёт всей информации, но цепляет внимание своей необычностью или многозначностью.
И, за счёт резкого возрастания любопытства, приковывает внимание именно к вашей речи.
➡️ Ну и на закуску два совсем уж рискованных приёма, к последствиям которых нужно готовиться заранее!
Гиперболы (преувеличения). Например: "АААА, мы все умрём", "он в сотни раз красивее Бреда Питта", или "она двух слов связать не может".
Естественно, за счёт "раздутости" гипербола привлекает внимание. И этим же она и опасна - часто гиперболы вызывают желание спорить и раздражение публики/собеседника.
Ибо "Ну так же не бывает" и "зачем вы преувеличиваете".
Поэтому, если уж вы гиперболизируете, подумайте заранее, как будете выходить из ситуации, если вам попробуют доказать, что быть такого не может.
Провокации. Например: "Тут вообще нормальные люди есть?!", "если вам неинтересно - выйдите из зала" или "ж*па!".
То есть провокация специально направлена на вызов сильной, и чаще всего не слишком приятной эмоции - раздражения, злости, обиды, ну или как минимум недоумения.
Пользоваться провокацией имеет смысл только тогда, когда вы не боитесь потерять публику/собеседника, то есть либо когда к вам очень высок уровень доверия, либо когда вас устраивает вариант "Пан или пропал" (ну, уйдёт клиент - значит, не мой был).
Самое главное в провокации - быть готовым к последствиям. То есть если вы предлагаете шумящим слушателям выйти из зала, они выходят, - и вы от ужаса начинается метаться по залу или рыдать на глазах изумлённой публики, - провокация прошла не лучшим образом))