Как спикеру привлечь внимание аудитории. Обзор инструментов.
Зачем нужно привлекать внимание в коммуникации?

Если вы:

  • Выступаете на публику,
  • Ведёте прямые эфиры,
  • Ведёте переговоры (в том числе телефонные),
  • Учите (например, читаете лекции),
  • Проводите совещания,

Вам в любом случае важно обладать комплектом инструментов для привлечения внимания в коммуникации (слушателей/зрителей/собеседника).

Как привлекать внимание в коммуникации?

Методы есть разные, ниже - обзор, начиная от самых простых ("банальных"), но незаслуженно забываемых, до сложносоставных и даже опасных.

Мы вообще сторонники простых инструментов из серии "по-русски через рот", которые позволяют достичь 90% наших целей, поэтому с них и начнем.


➡️ Собственно, простые методы/инструменты.

Прямые просьбы/указания.

Например: "Прошу обратить внимание", "внимание, сейчас проговорю важный момент", "сконцентрируйтесь пожалуйста, сейчас будет главный пункт" и т.п.

Несмотря на простоту и банальность, этот метод работает хорошо. И несмотря на ту же простоту, почему-то мало кто им пользуется. А зря :)

Паузы.

Например: "...", "....." или вообще "......."

Пауза - вообще крутейшая штука. Особенно если вы ведёте сложные переговоры или выступаете на аудиторию и особенно если собеседник или слушатели отвлеклись. Как только вы замолкаете, автоматически другие люди начинают искать причину наступившей тишины. И переключаются на вас.

Поднять руку/палец.

Тут примеров не будет, потому что метод визуальный. Естественно, сработает он в живом выступлении или видеоконференции/видео-звонке.

Вроде бы школьная история (да-да, как будто вы просите дать вам слово... хотя почему как будто?!), а по-прежнему привлекает внимание людей любого возраста.

Движение (буквально любое).

Тут также продолжается про визуализацию. Главное, что стоит помнить - стационарный объект буквально мгновенно заставляет нас терять интерес. В отличие от движущегося.

Особенно это важно конечно для выступающих с длительными речами.


➡️ Дальше чуть сложнее.

Изменение динамики речи ("Навязывание ритма").

Тут остановимся подробнее.

Монотонная речь усыпляет, это всем известно. А вот если вы говорите не монотонно, а всё время по-разному, вы задаёте выгодную вам ритмику мозгу слушателей (поэтому и "навязывание", хотя тут не про манипуляции) с помощью собственной речи.

На привлечение внимания будет работать:

  • изменение интонации (грустно - испуганно - радостно - удивлённо и т.п.),
  • изменение темпа речи (быстро - медленно - в среднем темпе),
  • изменение громкости речи (громко - тихо).
Про громкость скажем отдельно. Если вам нужно привлечь внимание слушателей/аудитории, вместо повышения громкости (крика), лучше снизьте её (заговорите почти шепотом) - и вы увидите, насколько лучше это работает.

Поэтому тренируйте управление динамикой речи! Говорите пословицы в разном темпе и с разными интонациями, разыгрывайте сценки, имитируйте речь с яркими особенностями и пр.

Восклицания.

Например: "О!", "Кстати!", "А!", "Да!" и т.п.

Здесь к изменению динамики речи добавляются ещё и слова, провоцирующие любопытство, потому что за ними обычно следует что-то интересное.



➡️ Ну и дальше ещё сложнее.

Вопросы самому себе и ответы на них.

Главное, что важно понимать - когда вы задаёте вопрос, ваши интонации принципиально отличаются от интонаций повествования (утверждения), и у собеседника(ов) сразу появляются ушки на макушке ("вдруг меня спросили"))))

Заранее подготовленные экспромты (они кстати, задаются как раз вводными фразами из прошлого раздела).

Например: анекдот, цитата из книги, шутка, фраза известного человека и пр., как будто "случайно" вспомненные вами в процессе разговора/диалога.

Они позволяют переключиться от основной, иногда сложной, коммуникации (например, технической), и тем самым автоматически привлекают внимание.

Истории (сторителлинг).

Например: "Был у меня один клиент...", "Кстати, буквально на прошлой неделе меня спросили, могу ли я...", "О, двадцать лет назад я встретился с..." и пр.

Истории (и кстати сюда же примеры из жизни, так как они очень близки по сути) всегда привлекают внимание самим фактом своего появления хоть в переговорах, хоть в эфире, да хоть бы даже и в статье.

Тизеры.

Например: "Вы слышали что-то про эффект Даннинга-Крюгера?" или "Как в том анекдоте про поручика Ржевского".

То есть это некий "вброс" (непонятного словечка, термина, аббревиатур, кусочка цитаты, фамилии и пр.), который не даёт всей информации, но цепляет внимание своей необычностью или многозначностью.

И, за счёт резкого возрастания любопытства, приковывает внимание именно к вашей речи.


➡️ Ну и на закуску два совсем уж рискованных приёма, к последствиям которых нужно готовиться заранее!

Гиперболы (преувеличения).

Например: "АААА, мы все умрём", "он в сотни раз красивее Бреда Питта", или "она двух слов связать не может".

Естественно, за счёт "раздутости" гипербола привлекает внимание. И этим же она и опасна - часто гиперболы вызывают желание спорить и раздражение публики/собеседника.

Ибо "Ну так же не бывает" и "зачем вы преувеличиваете".

Поэтому, если уж вы гиперболизируете, подумайте заранее, как будете выходить из ситуации, если вам попробуют доказать, что быть такого не может.

Провокации.

Например: "Тут вообще нормальные люди есть?!", "если вам неинтересно - выйдите из зала" или "ж*па!".

То есть провокация специально направлена на вызов сильной, и чаще всего не слишком приятной эмоции - раздражения, злости, обиды, ну или как минимум недоумения.

Пользоваться провокацией имеет смысл только тогда, когда вы не боитесь потерять публику/собеседника, то есть либо когда к вам очень высок уровень доверия, либо когда вас устраивает вариант "Пан или пропал" (ну, уйдёт клиент - значит, не мой был).

Самое главное в провокации - быть готовым к последствиям. То есть если вы предлагаете шумящим слушателям выйти из зала, они выходят, - и вы от ужаса начинается метаться по залу или рыдать на глазах изумлённой публики, - провокация прошла не лучшим образом))
Хотите получить намного больше упражнений и протестировать свой голос? - регистрируйтесь на вебинар Валерии Кряневой, которая уже 25 лет ставит голоса.
Подробнее
Made on
Tilda