1. Улыбаться. И нет, речь не про натянутую искусственную улыбку, за которую ругают сотрудников корпораций или жителей некоторых стран (хотя иногда и она помогает). Речь про искреннюю улыбку, которая больше видна по глазам, чем по оскалу растянутым губам. А чтобы она получалась, конечно важно уметь создавать внутри нужный настрой)
2. Задавать уточняющие вопросы. Нам всем свойственно додумывать (сама придумала, сама обиделась) и принимать решения за других людей. А те, кто умеет вместо этого уточнять (что имел в виду другой человек, откуда у него информация, что для него главное, как он принимает решения и пр.) - выигрывает очень много.
3. Слушать и слышать. Кстати, это про разное. Слушать можно и поверхностно (кивать и угукать, а в это время думать о чём-то своём). И опять же, даже это - большой шаг вперёд для тех, кто привык перебивать и общаться только монологом. Но конечно более полезная привычка - именно слышать. Улавливать ключевые слова, интонации, понимать главные мысли собеседника.
4. Лаконично высказывать мысль. Ну вот прямо за 40-60 секунд. Можно поставить таймер и потренироваться.
5. Обозначать переход от темы к теме. Очень сложно бывает понять собеседника, который говорит-говорит-говорит, перескакивая с темы на тему, с мысли на мысль, с идеи на идею. Поэтому навык простой навигации по темам (давай закончим с этим вопросом; а теперь предлагаю обсудить...; мы обсудили..., пора поговорить о...) при всей своей внешней банальности в коммуникации очень ценен.
6. Держать паузу. - Не болтать без умолку, если молчит собеседник (вдруг он думает?))
- Не начинать уговаривать.
- Не отвечать за человека, если до этого задали вопрос.
- Не делать уступку, если собеседник взял время подумать.
- Не начинать следующую мысль сразу после того, как только закончена предыдущая.
7. Подводить итоги. Ну или резюмировать. То есть в паре слов в конце беседы повторять главную мысль или обозначать достигнутые договорённости (это кстати бывает важно не только в деловой коммуникации, но и в личной).
В частности, в этой статье я обозначила семь полезных привычек коммуникатора (конечно, в моей классификации).
Автор статьи:
Гулимова Анна