Особенно конечно это бывает забавно, когда вопрос звучит от сверх-авторитарного руководителя, который внезапно понял, что сотрудники не дают инициатив и не предлагают своих вариантов решений (или не понял, а прочитал в умной книжке).
Уже и ящики для анонимных идей и предложений им поставили, и записочки по отделам пустили, и мозговой штурм собрали, - а участники ничего творческого не выдают. Ну или вообще
И да, можно конечно заказать тренинг по развитию креативности, дать людям кучу задачек на развитие гибкости мышления, погрузить их в творческую среду (например, офис раскрасить в разные цвета), но... Это всё работа со следствием, а не с причиной!
Почему люди не креативят?
Вспомните, когда перестают креативить дети?Когда им всё время говорят:
- Прекрати выдумывать!
- Что ты витаешь в облаках!
- Так не бывает!
- Сколько можно жить в фантазиях!
- Нечего выдумывать, действуй по инструкции!
- Зачем усложнять, всё и так работает!
- Это нереально внедрить!
- Вы же взрослый человек, а всё выдумываете!
А потом внезапно захотели креативности, - НЕТ, вы её не получите.
Это бывает очень видно на тренингах.
Когда в начале люди, реально как деревянные человечки, выдают дубовые шаблоны и социально ожидаемые решения. Вопрос-хит: Анна, вы прямо дословно цитируете наших маркетологов/руководителей/рабочих, вы что, за ними записывали?! И нет, я не записываю))) Просто в девяносто процентах случаев всё настольно одинаково и предсказуемо, что не надо
И только к концу восьмичасового тренингового дня (а то и к концу второго), участники, увидев поддержку, почувствовав, что их никто не бьет по рукам, наконец начинают выдавать интересные нестандартные решения. И то не все. И не по всем темам, естественно.
Так как же (реально ли) эту самую творческую составляющую развить?
Хотите креативности и новых решений - ослабьте (в пределах разумного) шаблоны и поддерживайте «фантазии» сотрудников.Не на уровне формализма, а на уровне реального отношения.
Да, сначала будет сложно.
- Потому что придётся переступать через собственные автоматические реакции "Что опять за ерунда!" и "Ты бы лучше поработал, чем сочинял".
- Потому что придётся показывать и доказывать людям, что это не случайная оговорка, а ваша управленческая позиция - принимать инициативы и любые предложения.
- Потому что вначале предложения будут так себе (это мягко скажем) - от микро-креатива на уровне "А давайте стены перекрасим" до откровенного бреда.
- Потому что сами сотрудники первое время будут по привычке насмехаться над идеями друг друга и/или просто их не говорить вслух, продолжая обсуждать в кулуарах.
На первом этапе достаточно просто сказать «О, это крутая идея! Мы обязательно вернёмся к ней чуть позже».
Ну и обязательный вопрос: Всегда ли нужно развивать креативность сотрудников?
Конечно нет.
Если вас и так устраивают результаты, если у вас есть другие источники идей, которых вам хватает (вы сами, книги, тренинги, etc.), если вы совершенно точно знаете, что в сфере вашей работы креатив лишний, - нет никакой необходимости двигаться в эту сторону.