Новости Академии УМО

Статья "Как "запороть" выговор. Или типичные ошибки руководителя в критике"

Вообще хорошо, чтобы критика из уст руководителя была конструктивной (ведь тогда она работает лучшим образом на изменение поведения человека). 
Но частенько руководители используют критику так, что повеситься удавиться плакать хочется.

Чтобы запороть критику, можно и нужно использовать:

(Да, подчеркну - это АНТИ-инструкция и так НЕ НАДО делать! )
  • "Слив" эмоций.
Примеры "слива" эмоций: повышенный тон, неформальная лексика; стучание кулаком по столу; швыряние предметами; вам сделал выговор начальник и вы сорвали своё плохое настроение на коллеге; у вас что-то не получается, а тут подвернулся под руку сотрудник, который удачно ошибся, и вы накричали на него.
"Слив" эмоций приводит к тому, что вас не хотят слышать вообще или же просто терпят всплеск эмоций, не извлекая ничего из содержания разговора, а также записывают в "неадекваты".
  • Интерпретации. 
То есть ваши мысли и догадки по поводу ситуации и действий другого человека. 
Примеры интерпретаций: ты вообще не старался, ты расслабился, делал левой пяткой; это потому что тебе всё равно и т.п.
Интерпретации не соответствуют действительности, поэтому приводят к обидам и стремлению человека доказать, что вы не правы, вместо восприятия критики.
  • Генерализации (обобщения). 
Примеры генерализаций: ты вечно, ты всегда, ты никогда, с тобой в принципе невозможно и пр.
Генерализации ставят на человеке "штамп", часто лишая его желания вообще делать/исправлять что-либо (зачем, меня всё равно воспринимают только так).
  • Оценки личности.
Примеры оценок личности: ты безответственный, баран, ленивый, тебе мозгов не хватает и т.п.
Оценки личности, как и интерпретации, обидны (отсюда споры, конфликты, личная неприязнь), а, кроме того, не показывают, какие действия нужно корректировать.
  • Заумные сложные слова, непонятные человеку без расшифровки.
Примеры заумных сложных слов: у тебя явно шизоидная акцентуация, мне кажется, ты просто манифестирующий проектор по хьюмен-дизайну, поработай над конгруэнтностью и пр.
Заумные слова демонстрируют человеку ваш ум и его глупость, и тем самым вызывают либо чувство неполноценности и "опускание рук" (у меня всё плохо), либо раздражение и встречные претензии (нахватался умных слов!).
  • Излишнее сглаживание в завершение.
Примеры сглаживания: ты не переживай, у тебя всё получится; да вообще-то ты молодец; всё хорошо, это не страшно и т.п.
Излишнее сглаживание размывает суть критики, показывая человеку, что всех всё устраивает и стимулируя в дальнейшем делать те же и новые ошибки (а иногда и вызывая звёздную болезнь).
Тут конечно есть исключение: если сотрудник старательный и он реально расстроился, его вполне можно поддержать, но системой это делать не стоит! 
Ну что же, надеюсь, вредным советам вы следовать НЕ будете))