Статья "Почему у сотрудников возникает звёздная болезнь? И что с ней делать руководителю"
Звёздная болезнь сотрудников - страшный страх многих руководителей. И действительно, явление это неприятное. Только давайте договоримся сразу: это не про результат, а про явную переоценку сотрудником себя и внешние проявления. То есть если сотрудник реально показывает сверх-результаты и по праву гордится собой - это не имеет отношения к звёздной болезни. А вот если сотрудник ничего особенного не показывает (возможно, показывал когда-то давно, и то неизвестно), но ведёт себя как "царёк", - это оно.
Как проявляется звёздная болезнь?
Понятно, что плюс-минус яркость и направленность проявлений могут различаться, но думаю, основные признаки вы узнаете.
Сотрудник всячески подчёркивает свою уникальность и незаменимость. Здесь могут появляться слова типа "оверквалифайд" и пр.
Сотрудник требует похвалы (и не просто похвалы, а бурных рукоплесканий) за каждый чих шаг. Причём чем дальше, тем более восторженной должна быть реакция окружающих.
Сотрудник демонстрирует снисхождение к руководителю и коллегам. А также высокомерие, презрение и весь спектр подобных проявлений (как говорят, "задирает нос").
Сотрудник начинает нарушать принятые нормы и правила, потому что они "не соответствуют его статусу".
Сотрудник начинает нарушать дистанцию, пытаясь быть ближе к руководству или влезая в чужие зоны ответственности со своим "авторитетным мнением".
Сотрудник категорично расставляет оценки чужому мнению, причём чаще всего негативные оценки.
Сотрудник обесценивает (ой подумаешь) буквально всё, до чего может дотянуться (от новых кресел в офисе до чужих результатов).
Сотрудник злорадствует, если у кого-то случилась неудача (кем-то допущена ошибка и пр.), при этом свои ошибки и неудачи категорически не признаёт.
Сотрудник отказывается выполнять повседневные задачи под соусами "это слишком просто", "не мой уровень", "мне это не интересно" и т.п.
Сотрудник манипулирует руководителем: угрожает увольнением, берёт на "слабо" и пр. (данный пункт проявляется и вне звёздной болезни, но в ней он часто обостряется).
Откуда берётся звёздная болезнь?
Предрасположенность к таковой может появляться с детства, если родители захваливали ребёнка, прощали ему любые ошибки и всегда сравнивали исключительно в его пользу, а ещё по щелчку пальца исполняли все желания. Такие дети, кстати говоря, вырастая, испытывают массу разочарований. Однако у взрослых работающих людей звёздная болезнь (по сути, неадекватно завышенная самооценка, выраженная внешне), скажем так, до поры до времени находится в латентной (скрытой) форме и не мешает достигать результатов. Да, её стартом может стать быстрое достижение: быстрый карьерный или профессиональный рост, случайно или целенаправленно полученный сверх-результат в задачах, большой заработок. Но чтобы болезнь развилась, не обходится без реакции внешнего окружения. Если мы говорим про работу - реакции руководства. Многие руководители уверены, что основная причина одна - сотрудника "захвалили", "перехвалили" и т.п. То есть сказали ему слишком много хороших слов (поэтому кстати многие руководители вообще предпочитают не хвалить, даже за реальные достижения!). Хотя дело совсем не в количестве похвалы, а в ее качестве! Звёздная болезнь и уверенность в своей незаменимости возникает тогда, когда похвала дается в обобщённой, не привязанной к фактам (реальным достижениям, результатам), форме. А ещё когда оценки используются не в сравнительной (это лучше, чем вчера), а в превосходной степени. И сопровождаются генерализациями (всё, всегда, никогда и пр.). Например: Ты такой молодец! Да ты крутой! Ты единственный, на кого я могу положиться! Ты всегда всё делаешь прекрасно! Ты просто лучший! Красавчик! Что бы мы без тебя делали! Если такие фразы звучат постоянно, у сотрудника начинает укрепляться впечатление, что он идеален сам по себе, в отрыве от своих результатов. Именно это и даёт мощный толчок развитию звёздной болезни.
Что делать, чтобы снизить проявления звёздной болезни?
Сразу скажу - в некоторых особенно запущенных случаях нужно только резать (увольнять или как минимум серьёзно менять статус сотрудника - например, понижать). Однако если масштаб трагедии ещё не слишком велик, а проявления звёздной болезни не так давно начались, важно:
Спокойно, но твёрдо требовать соблюдения общих правил. При необходимости многократно поясняя, что правила выработаны не просто так "для холопов", а для достижения результатов.
Не позволять сближать дистанцию с руководством. А если такое уже произошло (в том числе по инициативе руководства), аккуратно её увеличивать (очень грубо говоря, "отлучить от тела").
В оценке ориентироваться на чёткие, проверяемые факты (ты выполнил то-то и то-то, ты подал такую-то идею, ты завершил проект на неделю раньше) и ни в коем случае не оценивать личность.
Убрать из речи руководителя и других сотрудников превосходные степени и словесные наименования, показывающие звёздность, даже если они вроде бы шутливые (наш чемпион, наша звезда и пр.).
Детально разбирать ошибки сотрудника, не позволяя ему смещать ответственность, тем самым показывая, что он живой. При этом не пытаться их утрировать или специально подсвечивать (такой формат только вызовет сопротивление и борьбу)!
В любой обратной связи говорить о последствиях действий сотрудника для бизнеса (это привело к выполнению/невыполнению общего плана, к укреплению/ослаблению репутации компании в глазах клиентов и пр.).
Говорить с самим сотрудником, показывая ему последствия его поведения, которые неизбежны, лично для него (недовольство руководства, снижение результативности, обиды коллег, нежелание с ним контактировать, насмешки и пр.).
Если эти меры не помогают, а звёздная болезнь прогрессирует, задумывайтесь сразу - кто может заменить такого сотрудника? Если пока никто - реализуя предыдущие меры, постепенно (желательно оперативно))) готовьте замену или перераспределяйте его функции по другим сотрудникам. Не реагируйте на манипуляции и главное - не показывайте, что боитесь его потерять (даже если пока и боитесь).