Как проявляется звёздная болезнь?
Понятно, что плюс-минус яркость и направленность проявлений могут различаться, но думаю, основные признаки вы узнаете.- Сотрудник всячески подчёркивает свою уникальность и незаменимость. Здесь могут появляться слова типа "оверквалифайд" и пр.
- Сотрудник требует похвалы (и не просто похвалы, а бурных рукоплесканий) за каждый
чихшаг. Причём чем дальше, тем более восторженной должна быть реакция окружающих. - Сотрудник демонстрирует снисхождение к руководителю и коллегам. А также высокомерие, презрение и весь спектр подобных проявлений (как говорят, "задирает нос").
- Сотрудник начинает нарушать принятые нормы и правила, потому что они "не соответствуют его статусу".
- Сотрудник начинает нарушать дистанцию, пытаясь быть ближе к руководству или влезая в чужие зоны ответственности со своим "авторитетным мнением".
- Сотрудник категорично расставляет оценки чужому мнению, причём чаще всего негативные оценки.
- Сотрудник обесценивает (ой подумаешь) буквально всё, до чего может дотянуться (от новых кресел в офисе до чужих результатов).
- Сотрудник злорадствует, если у кого-то случилась неудача (кем-то допущена ошибка и пр.), при этом свои ошибки и неудачи категорически не признаёт.
- Сотрудник отказывается выполнять повседневные задачи под соусами "это слишком просто", "не мой уровень", "мне это не интересно" и т.п.
- Сотрудник манипулирует руководителем: угрожает увольнением, берёт на "слабо" и пр. (данный пункт проявляется и вне звёздной болезни, но в ней он часто обостряется).
Откуда берётся звёздная болезнь?
Предрасположенность к таковой может появляться с детства, если родители захваливали ребёнка, прощали ему любые ошибки и всегда сравнивали исключительно в его пользу, а ещё по щелчку пальца исполняли все желания. Такие дети, кстати говоря, вырастая, испытывают массу разочарований.Однако у взрослых работающих людей звёздная болезнь (по сути, неадекватно завышенная самооценка, выраженная внешне), скажем так, до поры до времени находится в латентной (скрытой) форме и не мешает достигать результатов.
Да, её стартом может стать быстрое достижение: быстрый карьерный или профессиональный рост, случайно или целенаправленно полученный сверх-результат в задачах, большой заработок.
Но чтобы болезнь развилась, не обходится без реакции внешнего окружения. Если мы говорим про работу - реакции руководства.
Многие руководители уверены, что основная причина одна - сотрудника "захвалили", "перехвалили" и т.п. То есть сказали ему слишком много хороших слов (поэтому кстати многие руководители вообще предпочитают не хвалить, даже за реальные достижения!).
Хотя дело совсем не в количестве похвалы, а в ее качестве!
Звёздная болезнь и уверенность в своей незаменимости возникает тогда, когда похвала дается в обобщённой, не привязанной к фактам (реальным достижениям, результатам), форме.
А ещё когда оценки используются не в сравнительной (это лучше, чем вчера), а в превосходной степени.
И сопровождаются генерализациями (всё, всегда, никогда и пр.).
Например:
Ты такой молодец! Да ты крутой!
Ты единственный, на кого я могу положиться!
Ты всегда всё делаешь прекрасно!
Ты просто лучший! Красавчик!
Что бы мы без тебя делали!
Если такие фразы звучат постоянно, у сотрудника начинает укрепляться впечатление, что он идеален сам по себе, в отрыве от своих результатов. Именно это и даёт мощный толчок развитию звёздной болезни.
Что делать, чтобы снизить проявления звёздной болезни?
Сразу скажу - в некоторых особенно запущенных случаях нужно только резать (увольнять или как минимум серьёзно менять статус сотрудника - например, понижать).Однако если масштаб трагедии ещё не слишком велик, а проявления звёздной болезни не так давно начались, важно:
- Спокойно, но твёрдо требовать соблюдения общих правил. При необходимости многократно поясняя, что правила выработаны не просто так
"для холопов", а для достижения результатов. - Не позволять сближать дистанцию с руководством. А если такое уже произошло (в том числе по инициативе руководства), аккуратно её увеличивать (очень грубо говоря, "отлучить от тела").
- В оценке ориентироваться на чёткие, проверяемые факты (ты выполнил то-то и то-то, ты подал такую-то идею, ты завершил проект на неделю раньше) и ни в коем случае не оценивать личность.
- Убрать из речи руководителя и других сотрудников превосходные степени и словесные наименования, показывающие звёздность, даже если они вроде бы шутливые (наш чемпион, наша звезда и пр.).
- Детально разбирать ошибки сотрудника, не позволяя ему смещать ответственность, тем самым показывая, что он живой. При этом не пытаться их утрировать или специально подсвечивать (такой формат только вызовет сопротивление и борьбу)!
- В любой обратной связи говорить о последствиях действий сотрудника для бизнеса (это привело к выполнению/невыполнению общего плана, к укреплению/ослаблению репутации компании в глазах клиентов и пр.).
- Говорить с самим сотрудником, показывая ему последствия его поведения, которые неизбежны, лично для него (недовольство руководства, снижение результативности, обиды коллег, нежелание с ним контактировать, насмешки и пр.).
Если пока никто - реализуя предыдущие меры, постепенно (желательно оперативно))) готовьте замену или перераспределяйте его функции по другим сотрудникам. Не реагируйте на манипуляции и главное - не показывайте, что боитесь его потерять (даже если пока и боитесь).