Новости Академии УМО

Статья "Вопрос "Как дела?" как инструмент проверки настроя сотрудника"

Периодически обсуждаем с руководителями такой момент: есть сотрудники в целом лояльные к компании и задачам, есть откровенно нелояльные, есть серединка на половинку. Но и у одних, и у вторых, и у третьих есть ещё и ситуативные колебания настроя, которые влияют на работоспособность и восприятие указаний. И руководителю, кроме системных, нужны экспресс-инструменты, чтобы понять, а каков настрой сотрудника прямо сейчас. 
Один из таких инструментов, действующих буквально за несколько минут - простой вопрос "Как дела?", который руководитель может задать в начале рабочего дня/смены, или например перед постановкой новой задачи/любой другой важной беседой.
Ахтунг! Если вопрос в вашей компании затёрт до дыр, применяется как формальность и не вызывает ничего, кроме тошноты, поищите другую формулировку (но с близким смыслом). 
Однако задать вопрос в этой (или какой-то очень близкой) формулировке - только полдела, потому что гораздо более важно верно оценить ответ. 
И нет, это не о том, что сотрудник с положительным настроем к компании и задачам скажет "всё прекрасно", а сотрудник со сниженным настроем скажет "всё ужасно". Это было бы слишком просто)) 

Что ответит сотрудник с положительным настроем?

  • Если у него прямо сейчас горит какая-то проблема - он скажет про проблему.
  • Если он прямо сейчас гордится каким-то достижением - он скажет про достижение.
  • Если ему прямо сейчас необходимы ресурсы - он запросит ресурсы.
  • Если у него сейчас планируется какое-то срочное дело - он скажет про срочное дело и попросит перенести беседу.
  • Если у него сейчас внимание сфокусировано на личном вопросе (ребёнок выступает на соревнованиях/кошка окотилась/машину поцарапали) - он скажет о личном вопросе.
Главная тенденция: он будет говорить с руководителем!
То есть пойдёт на контакт. А возможно, кроме ответа на сам вопрос ещё и попросит помощи, выскажет какую-то идею или даст совет. Конечно, объём и стилистика будут зависеть ещё и от личных особенностей сотрудника, но в целом готовность идти на контакт будет заметна. 

Что ответит сотрудник со сниженным настроем?

  • Если он знает, что руководитель ждёт позитива - он бодро отрапортует "Всё прекрасно!".
  • Если знает, что руководителя напрягают "прекрасности" и заставляют расспрашивать подробнее - он буркнет "Всё нормально".
  • Если знает, что больше всего руководителя волнует план - ответит "Всё по плану".
  • Если знает, что руководитель опасается сложностей - скажет "Работаем, проблем нет".
  • Если дистанция и неформальность отношений позволяют - скажет прямо "Отстань".
Главная тенденция: он сделает всё, чтобы "схлопнуть" диалог и сбежать куда-нибудь подальше. 
По сути, он "отговорится" типичной формальностью, тем, что заставит руководителя выдохнуть и расслабиться (а зря!).
Либо есть ещё вариант:
  • Переведёт тему и/или сделает вид, что не понял, к чему относился вопрос - "У Василия кошка окотилась, ты в курсе?"
  • Переведёт "стрелки" на самого руководителя, заставляя того оправдываться - "А почему ты спрашиваешь, что-то случилось?!"
  • Утрированно усилит негатив (и это не про юмор) - "Всё отвратительно, можно закрываться".
  • Сманипулирует - "Пока ты не пришёл, было прекрасно".
Дополнительная тенденция: сделает так, чтобы самому не говорить. 
И это будет означать для руководителя, что постановку важной задачи, обсуждение нового проекта, дискуссию на тему расширения функционала и пр. стоит немного отложить. Ну или хотя бы для начала попытаться вывести сотрудника на диалог.
Made on
Tilda