Новости Академии УМО

Статья "А вдруг они обидятся? Как руководитель влияет на эмоциональные реакции подчинённых"

В процессе консультирования руководители часто спрашивают у меня о гипотетических ситуациях, связанных с переживаниями и отношением подчиненных:
  • А вдруг я им скажу про планируемые изменения, а они испугаются?
  • А если я признаю ошибки прогнозирования, а он перестанет меня уважать/решит, что я плохой руководитель?
  • А если они начнут говорить, что это я виноват в отсутствии результативности?
  • А вдруг она обидится на мою обратную связь?..
Мои ответы всегда похожи: вероятнее всего, их реакция будет ответом на ваши чувства/ощущения/восприятие (и это конечно же касается не только отношений между руководителем и подчинённым!). 
  • Если вы корите себя за ошибку и чувствуете виноватым - они будут обвинять и обижаться. 
  • Если вы сами боитесь изменений и не чувствуете уверенности - они испугаются. 
  • Считаете себя плохим руководителем - не будут уважать. 
  • Презентуете решение, в которое не верите - будут демонстрировать скепсис и возражать. 
Почему так? 
Никакой магии. Невербально (в интоциях, мимике, жестах, паузах и смысловых акцентах), да и вербально (в подборе слов) вы будете демонстрировать свое отношение.
Ну например, говорить с виноватой интонацией, или постоянно делать паузы, или говорить тише обычного, или сопровождать речь суетливыми жестами и т.п.
А подчиненные будут вам его зеркалить!

Что же делать, если по какой-то причине вы презентуете необдуманные решения, неготовые прогнозы, ошибочные выкладки и т.п.?

[Кстати, сразу скажу, что да, так бывает. Потому что руководитель может быть неопытным. Он может быть линейным руководителем, над которым стоят ещё руководители, которые сами дают вниз непроверенную информацию или заведомую неправду (к сожалению). Он может невероятно спешить и по-человечески ошибиться и так далее]
Заранее тренироваться!
Отрабатывать уверенный тон, спокойную жестикуляцию и расслабленную позу, подбирать нужные слова. Можно первоначально потренироваться на кошечках - то есть проговорить вашу речь родным, близким, знакомым, не имеющим отношения к вашей работе, можно записать ее на диктофон и прослушать, можно поговорить перед зеркалом. 

❗️Кстати, эта самая тренировка часто помогает не только отработать внешнее выражение нужного отношения, но и позволяет лучше продумать саму речь, подготовить настоящую, а не надуманную аргументацию, да и в целом самому убедиться в том, что с вами как с руководителем все в порядке.