Статья "Контроль: кара или помощь? Что будет, если руководитель отменит контроль"
Почему сотрудники не любят контроль?
Периодически встречаюсь с ситуацией, когда сотрудники резко негативно реагируют на контроль со стороны руководителя: обижаются ("ты нам что, не доверяешь?!"), агрессируют ("хватит меня контролировать!") и т.п. Чаще всего это связано с тем, что сам руководитель задаёт и преподносит контроль некорректно. А именно - использует его исключительно как попытку подловить сотрудника на ошибках/нарушении дисциплины/лени. И следом (естественно) покарать. Многие сотрудники так и говорят: Да нас контролируют исключительно для того, чтобы потом депремировать! В то время как вообще у контроля совершенно другие цели, а именно:
Подчеркнуть важность задачи (потому что именно за важными задачами следят, в то время как про неважные забывают)
Вовремя оказать помощь (в том числе додать ресурсы, если их в какой-то момент не хватило)
Сделать срез качества выполняемой задачи
Своевременно предотвратить ошибки (не тогда, когда уже "всё пропало", а несколько раньше))
Откорректировать движение (в том числе конкретизировать инструкцию, если не хватило первичной)
Впрочем, некоторые руководители живут в стране розовых единороговуверенности, что нормальным сотрудникам достаточно самоконтроля, и главная задача руководителя - раздать задачи и не мешать. (Про не мешать кстати правильно, только это не про контроль)))
Что будет, если руководитель отменит контроль?
Ряд сотрудников в принципе перестанет выполнять задачи (те, кто преимущественно действует из-под палки). Потому что зачем делать, если никто не проверяет?.. Кстати говоря, и те, кто работает на результат, тоже рано или поздно зададут себе ровно тот же вопрос, только в формулировке "Да кому это нужно?"
Кто-то выполнять задачи продолжит (скорее на автомате), но делать их будет "спустя рукава". Ведь в крайнем случае, если руководитель вспомнит и проверит - всегда можно сказать "я сделал", а уж качество (раз не проверяют) - вопрос пятнадцатый.
Особо включённые сотрудники, скорее всего, продолжат выполнять задачи, но с высокой вероятностью будут делать их не так, как нужно. Потому что без контроля они будут идти туда, куда сами считают нужным ("я хотел как лучше"). А вот совпадёт ли их представление с тем, как действительно нужно, - далеко не факт.
Очень многие задачи рискуют остаться не доведёнными до конца. Просто потому что в процессе выполнения будут возникать препятствия, о которых руководитель имеет все шансы не узнать, если не контролирует выполнение.
Также высока вероятность траты слишком большого количества ресурсов. Так как без контроля сотрудник будет с большей вероятностью вкладываться в то, что ему интересно (и далеко не всегда выгодно), а не в то, что позволяет достигать целей.
Будут накапливаться и повторяться ошибки. Ведь без контроля и детальную обратную связь, которая позволяет развиваться, дать невозможно. А даже если не будет именно большого количества ошибок, то и оптимизация без внешнего взгляда будет происходить вряд ли.
Сотрудники постепенно перестанут воспринимать руководителя как руководителя. Потому что человек, который только раздаёт поручения, без контроля и обратной связи, - это секретарь, а никак не начальник.
Это не значит, что руководителю нужно параноидально контролировать каждый чих шаг сотрудников. Чрезмерный контроль порой не менее опасен, чем полное его отсутствие (хотя приводит к другим рискам).