Статья "Конкуренция между сотрудниками - полезный инструмент или вредная фантазия руководителя"
Очень часто в качестве мотивационной меры руководителям (и самими руководителями) предлагаются разного рода формы конкуренции между сотрудниками.
Примеры конкуренции в работе:
Соревнования и конкурсы между сотрудниками и/или отделами по разным показателям (и рабочим, и не только).
Рейтинги сотрудников, которые влияют на вознаграждение, а то и работу сотрудника в компании (например, рейтинг с увольнением того, кто три месяца находится на последнем месте).
Публичное сравнение сотрудников, которое стимулирует внутреннее желание доказать, что я лучше.
Всякого рода вызовы "на слабо", замешанные на чувстве конкуренции (Я бы мог дать тебе этот проект, но мне кажется, что Василий...).
Введение в работу символики "сильных" и "слабых" (бейджей разного цвета, "званий" и пр., вплоть до разных рабочих мест для лидеров и отстающих).
И прочие производные.
Плюсы и минусы конкуренции:
С одной стороны, мотив самоутверждения, который реализуется при сравнении себя с другими людьми в лучшую сторону, у многих является "горящим", и включение конкуренции позволяет: а) получить повышение результативности, б) выделить лучших сотрудников. С другой стороны - риски тоже велики. Конкуренция может привести к:
Чрезмерной автономизации сотрудников, отсутствию командной работы.
Нарушению коммуникации между сотрудниками (зачем мне общаться с конкурентом).
Отсутствию взаимопомощи (тем более зачем мне помогать конкуренту!).
Разного рода "подставам" в попытке снизить рейтинг другого (если не могу сам стать лучшим, сделаю так, чтобы другие провалились).
Обострению личной неприязни и конфликтов (кто же любит соперников).
И, как следствие, смещению фокуса внимания с достижения результата на междоусобные войны (примерно как на картинке выше).
От чего будет зависеть результат:
Конечно, решение о введении конкуренции (как и любой другой системной мотивационной меры) в каких-либо видах или отказе от неё возможно принять только с учётом анализа сферы работы компании, возрастных и личностных особенностей сотрудников, лёгкости привлечения кандидатов на вакансии, прошлого опыта компании и других важных факторов. Но если говорить про действие самого мотивационного фактора, его эффективность будет зависеть от ряда моментов:
Сочетание конкуренции с развитостью системы мотивации в целом.
Здесь подразумевается и материальная, и нематериальная составляющая. Чем хуже чувствуют себя сотрудники в компании (за счёт плохо оборудованных рабочих мест, неуважения со стороны руководства, социальной незащищённости, низкого уровня оплаты труда и пр.) - тем жёстче будет реализовываться конкуренция и тем сильнее будут выражены её минусы.
Преподнесение конкуренции скорее как игры или скорее как войны.
Это касается и комментариев руководителя, и подбираемых "званий" в рейтингах, и одобрения/запрета применения каких-то мер по отношению друг к другу. Чем сильнее военизировано внутреннее содержание конкуренции - тем плачевнее будут последствия.
Весомость (серьёзность) итогов конкуренции для сотрудников.
Здесь играет роль привязка (или её отсутствие) уровня/рейтинга/победы к материальной мотивации или обладанию какими-то ресурсами/полномочиями, размер сумм, влияние на риск потерять работу и/или сильно испортить репутацию. Чем весомее (важнее, болезненнее) последствия конкуренции для сотрудников, тем вероятнее будут срабатывать риски.
Чёткость критериев оценки.
Это касается и объективности/лёгкости для подсчёта критериев конкуренции, и их прозрачности, и того, насколько они отражают действительную результативность или "сферического коня в вакууме", и их однобокости/разносторонности. Чем менее прозрачна система оценки и расплывчатее/завиральнее критерии - тем хуже будет результат.