Примеры конкуренции в работе:
- Соревнования и конкурсы между сотрудниками и/или отделами по разным показателям (и рабочим, и не только).
- Рейтинги сотрудников, которые влияют на вознаграждение, а то и работу сотрудника в компании (например, рейтинг с увольнением того, кто три месяца находится на последнем месте).
- Публичное сравнение сотрудников, которое стимулирует внутреннее желание доказать, что я лучше.
- Всякого рода вызовы "на слабо", замешанные на чувстве конкуренции (Я бы мог дать тебе этот проект, но мне кажется, что Василий...).
- Введение в работу символики "сильных" и "слабых" (бейджей разного цвета, "званий" и пр., вплоть до разных рабочих мест для лидеров и отстающих).
- И прочие производные.
Плюсы и минусы конкуренции:
С одной стороны, мотив самоутверждения, который реализуется при сравнении себя с другими людьми в лучшую сторону, у многих является "горящим", и включение конкуренции позволяет:а) получить повышение результативности,
б) выделить лучших сотрудников.
С другой стороны - риски тоже велики. Конкуренция может привести к:
- Чрезмерной автономизации сотрудников, отсутствию командной работы.
- Нарушению коммуникации между сотрудниками (зачем мне общаться с конкурентом).
- Отсутствию взаимопомощи (тем более зачем мне помогать конкуренту!).
- Разного рода "подставам" в попытке снизить рейтинг другого (если не могу сам стать лучшим, сделаю так, чтобы другие провалились).
- Обострению личной неприязни и конфликтов (кто же любит соперников).
От чего будет зависеть результат:
Конечно, решение о введении конкуренции (как и любой другой системной мотивационной меры) в каких-либо видах или отказе от неё возможно принять только с учётом анализа сферы работы компании, возрастных и личностных особенностей сотрудников, лёгкости привлечения кандидатов на вакансии, прошлого опыта компании и других важных факторов.Но если говорить про действие самого мотивационного фактора, его эффективность будет зависеть от ряда моментов:
- Сочетание конкуренции с развитостью системы мотивации в целом.
- Преподнесение конкуренции скорее как игры или скорее как войны.
- Весомость (серьёзность) итогов конкуренции для сотрудников.
- Чёткость критериев оценки.