Статья "Шесть вопросов как метод структурированного мозгового штурма (для работы и не только)"
Периодически становится понятно, что одна голова хорошо, а три - Змей Горыныч возможность провести мозговой штурм. Вариаций мозгового штурма много, и один из них, позволяющий с разных сторон изучить проблему - метод шести вопросов. Метод шести вопросов ориентирован не столько на углубление в проблему или задачу, сколько на возможность посмотреть на неё с разных сторон. Или разобрать по аспектам. Кстати говоря, с помощью этого метода можно решать не только рабочие задачи. И в целом так штурмить может и один человек, последовательно задавая себе вопросы и отвечая на них (просто при наличии нескольких участников ответы будут более разносторонними).
1. Кто?
Этот блок (логично) про человека или людей, задействованных в ситуации.
Кто та личность или группа людей, которые влияют на ситуацию?
Кто создал проблему? Кто её решает?
Кто участвует в процессе? Кто исполнитель?
Кто принимает решения?
Кто заинтересованная стороны? Кому выгодно решение проблемы/вот такой формат ситуации/покупка и пр.?
2. Что?
Этот блок про саму проблему или задачу.
Что это такое (что за ситуация, что за проблема, что за ресурсы)?
Что произошло? Что должно произойти?
Что было сделано? Что должно быть сделано? Что не было сделано?
Что пошло или может пойти не так?
Что приведет к успеху?
3. Когда?
Этот блок про временные параметры.
Каковы сроки (решения проблемы/выполнения задачи и пр.)? Каковы промежуточный и финальный дедлайны?
Когда будет время? Сколько есть резервного времени?
Как быстро должно произойти рассматриваемое событие (через какое время)?
Когда начнется и когда закончится событие?
Как часто событие должно/будет повторяться?
4. Где?
Этот блок про место действия.
Где происходит рассматриваемое событие?
Где расположен исследуемый объект?
Где находятся люди/ресурсы/документы и пр.?
Где ещё может находиться объект и происходить рассматриваемое событие?
Как влияет место расположения на события?
5. Почему?
Этот блок про причины события. А иногда и про следствия тоже)
Почему это (проблема) случилось?
Почему (зачем) происходит именно такой процесс?
Почему (зачем) должно быть сделано то или иное действие?
Почему нельзя изменить (заменить) элементы, участников, время и место рассматриваемого события?
Почему происходит всё так, а не иначе?
6. Как?
Этот блок про механизмы (процессы).
Как развивается рассматриваемое событие (действие/проблема)?
Как происходит процесс (появляется/решается задача, появляется ошибка и т.п.)?