Новости Академии УМО

Статья "Шесть вопросов как метод структурированного мозгового штурма (для работы и не только)"

Периодически становится понятно, что одна голова хорошо, а три - Змей Горыныч возможность провести мозговой штурм. Вариаций мозгового штурма много, и один из них, позволяющий с разных сторон изучить проблему - метод шести вопросов
Метод шести вопросов ориентирован не столько на углубление в проблему или задачу, сколько на возможность посмотреть на неё с разных сторон. Или разобрать по аспектам.
Кстати говоря, с помощью этого метода можно решать не только рабочие задачи. И в целом так штурмить может и один человек, последовательно задавая себе вопросы и отвечая на них (просто при наличии нескольких участников ответы будут более разносторонними).

1. Кто?

Этот блок (логично) про человека или людей, задействованных в ситуации.
  • Кто та личность или группа людей, которые влияют на ситуацию?
  • Кто создал проблему? Кто её решает?
  • Кто участвует в процессе? Кто исполнитель?
  • Кто принимает решения?
  • Кто заинтересованная стороны? Кому выгодно решение проблемы/вот такой формат ситуации/покупка и пр.?

2. Что?

Этот блок про саму проблему или задачу.
  • Что это такое (что за ситуация, что за проблема, что за ресурсы)?
  • Что произошло? Что должно произойти?
  • Что было сделано? Что должно быть сделано? Что не было сделано?
  • Что пошло или может пойти не так?
  • Что приведет к успеху?

3. Когда?

Этот блок про временные параметры.
  • Каковы сроки (решения проблемы/выполнения задачи и пр.)? Каковы промежуточный и финальный дедлайны?
  • Когда будет время? Сколько есть резервного времени? 
  • Как быстро должно произойти рассматриваемое событие (через какое время)?
  • Когда начнется и когда закончится событие?
  • Как часто событие должно/будет повторяться?

4. Где?

Этот блок про место действия.
  • Где происходит рассматриваемое событие?
  • Где расположен исследуемый объект?
  • Где находятся люди/ресурсы/документы и пр.?
  • Где ещё может находиться объект и происходить рассматриваемое событие?
  • Как влияет место расположения на события?

5. Почему?

Этот блок про причины события. А иногда и про следствия тоже)
  • Почему это (проблема) случилось?
  • Почему (зачем) происходит именно такой процесс?
  • Почему (зачем) должно быть сделано то или иное действие?
  • Почему нельзя изменить (заменить) элементы, участников, время и место рассматриваемого события?
  • Почему происходит всё так, а не иначе?

6. Как?

Этот блок про механизмы (процессы).
  • Как развивается рассматриваемое событие (действие/проблема)?
  • Как происходит процесс (появляется/решается задача, появляется ошибка и т.п.)?
  • Как может измениться ход события?
  • Как повлиять на ход события?
  • Как улучшить ситуацию (процесс)/решить проблему?