Почему у сотрудников получается обмануть руководителя?
Периодически руководители встречаются с малоприятным моментом: ложью (недоговариванием, частичной/искажённой информацией) со стороны подчинённых.Интересный момент: руководитель обычно - человек опытный и умный, так почему же он, как говорится, "обманываться рад"?
Чаще всего из-за того, что ему нравится что-то, что говорит и делает подчинённый (хотя это касается не только руководителя и подчинённых, а любой коммуникации!), например:
- Использует ИБД (имитацию бурной деятельности), а это - прямой знак, что сотрудник хороший! Значит, можно верить!
- Проявляет энтузиазм (иногда явно напускной) и хорошее настроение. В частности, так и сыплет фразами "Отлично!", "Здорово!", "Всё получится!". А в повальном окружающем пессимизме таким вот позитивчикам хочется верить))
- Делает комплименты руководителю: "Голова!", "Супер-идея!". А кому ж не нравится, когда его хвалят!
- Выдаёт большое количество идей, порой прямо оптом: "А давайте…", "А нам надо…!", "А ещё обязательно!..". А идеи - это ж признак лояльности! Или нет?..
- Использует "весомые аргументы", обращается к цифрам и прочим моментам: "По подсчетам…", "Статистика показывает…", "Британские учёные выяснили". Это звучит солидно и вызывает доверие.
- Расписывает свои усилия ("я с самого утра…", "мне пришлось…") и т.д., о которых очень нравится слышать руководителю (у каждого руководителя свой список, которым его можно "взять").
Как же распознать ложь?
Чтобы заподозрить неправду в словах подчиненного, кроме типичных и заметных внешне признаков лжи (например, общеизвестных жестов около рта и носа, которым кстати не всегда можно верить), обращайте внимание на такие моменты, как:- Отсутствие чётких фактов (дат, фамилий, цифр и прочей проверяемой информации) в речи, сложности при ответах на конкретные уточняющие вопросы.
- Большое количество слов-паразитов и "размывающих" слов (вот, это, ну, около, достаточно, примерно, довольно-таки и пр.).
- Длинные паузы или, напротив, слишком гладкий и выдаваемый без пауз, как будто заученный ответ.
- Речь о процессе и стараниях (я позвонил, потом пошел, и мне там сказали), когда вы просите информацию о результатах (количестве звонков, объеме продаж).
- Смещение ответственности на другие службы или вас (мне не дали, не сказали, это они, такого не было и пр.).
- Реагирование вопросом на вопрос или переключение темы.
- Неконгруэнтность, то есть несовпадение вербальных (что говорит), паравербальных (как говорит) и невербальных (как выглядит) сигналов (пожалуй, один из ключевых признаков).
Обратите внимание, это конечно не про паранойю)))) Не стоит подозревать подчиненных в перманентной намеренной лжи!
Но и не упускайте из вида, что подчинённым (как и вам, да и вообще любому человеку, вне зависимости от статуса) хочется выглядеть лучше, получать больше одобрения, не показывать свои ошибки, не вкладывать лишних усилий, а значит, недоговаривания и преувеличения будут встречаться.