Новости Академии УМО

Статья "Что делать руководителю, чтобы сотрудник точно сел ему на шею"

Стоит только упомянуть отношения начальников и подчинённых, как тут же приходит масса комментаторов, которые делятся историями про слишком жёстких и грубых начальников - которые кричат, оскорбляют, меняют требования и в принципе делают работу в компании маловыносимой (к счастью, для равновесия приходят и те, кто рассказывает про классных начальников))). 
Но вот сейчас я хочу показать противоположную крайность - а именно, того руководителя, который в стремлении удержать и замотивировать сотрудников, сделать их работу комфортной и главное сухой настолько сильно перегибает палку, что сотрудники просто-напросто устраиваются у него на шее. 
Итак, ряд рекомендаций (естественно, вредных!) о том, как посадить сотрудников на шею.

Относиться к сотруднику как к (не)любимому ребёнку

Если честно, окраска (любимый ребёнок, которого бесконечно захваливают, или нелюбимый, которого воспитывают и "тюкают") здесь не критична. 
Критично другое, а именно - то, что сотрудники воспринимаются руководителем как маленькие, слабенькие, подчас глупенькие (хотя это необязательно), которые сами не справятся и не разберутся (да и рано ещё им!). 
В итоге руководитель этих самых сотрудников бесконечно страхует, избавляет от сложных проектов и нетипичных задач. Делает параллельно с ними. Сидит рядышком. Отбирает прямо из рук работу, наставительно говоря: - Дай я лучше сам. 
В общем, в прямом смысле слова ведёт себя как заботливая мамочка/папочка. 
А сотрудники что? Те, кто хочет развиваться профессионально и действовать автономно - просто уходят. Те, кто остаются - с удовольствием принимают правила игры и начинают играть в игрушки, понимая, что все серьёзные дела сделает сам босс. 

Исправлять все ошибки и не говорить о них подчинённому

Этот пункт может существовать и внутри предыдущего, а может и сам по себе, поэтому выношу его отдельно.
Очень часто слышу от руководителей историю: - Ну зачем ругать за ошибки (недоделки) сотрудника, если ничего страшного не случилось? Я же всё вовремя увидел и исправил. Да там и было немножко. 
И да, я понимаю, - критиковать и рисковать быть плохим не хочется. Но вот только если люди не видят своих ошибок и их последствий (пусть даже возможных), - они отучаются брать ответственность вообще.
Что происходит в итоге? Сотрудники постепенно растят короны (ну ведь "они не ошибаются"), сдавая руководителю всё более и более сырые и недоделанные задачи. А в случае, когда руководитель, уже разозлившись, начинает им высказывать что-то задним числом, - оскорбляются и обвиняют руководителя в несправедливости. 

Учить-учить-учить 

Вообще конечно учить хорошо, само собой))) Но здесь я подразумеваю ситуацию, когда сотрудники отработали по 1,5 (3) года, а для руководителя они всё "новички" (совершенно реальные истории). 
В том смысле, что он продолжает по миллиону раз отвечать на одни и те же вопросы, хотя сотрудники давным-давно уже должны были записать и выучить на них ответы, разбирать с ними простейшие задачи (ну они же учатся!), организовывать им обучения про одно и то же. 
Обычно руководитель объясняет себе это тем, что готовность учиться и задавать вопросы - признак лояльности (в этом случае нет), и не видит, что обучения идут, а компетентность не растёт ни на грамм.
А сотрудники? А сотрудники с удовольствием внимают, делая круглые глаза. Ведь зачем работать, если вместо этого можно поучиться... 

Быть на связи 24/7

Это одно из моих любимых (грустная ирония). Потому что минимум половина руководителей, которых я знаю, не могут не то что в отпуске выключить телефон, а вынуждены держать у уха телефон в кресле у стоматолога, в душе и в любом другом месте. 
Несмотря на то, что намерения у такого действа очень благие, неограниченность ресурса руководителя обходится ему очень дорого во всех смыслах - начиная от времени и заканчивая здоровьем. 
А сотрудники? Привыкают к тому, что можно ничего не искать, не решать и не пытаться обойти хоть малейшую проблему. Есть ведь горячая линия с руководителем, которые в любое время суток ответит и подскажет. 

Жалеть

Это когда руководитель смотрит на сотрудника и думает:
  • Надо его пораньше домой отпустить, он так устало выглядит (Ага, а сам руководитель до ночи посидит, он ведь железный).
  • Так, в командировку не отправлю, сам полечу, у него же дети (То, что дети самого руководителя видят его только на выходных, и то с телефоном у уха, почему-то не вспоминается).
  • Ну да, просить их в выходной выйти совсем как-то нехорошо, они и так всю неделю впахивали (...)
  • И т.п.
И это не про реальные ситуации, когда действительно надо пойти навстречу - отпустить, снять нагрузку, помочь. 
Это про манипуляции со стороны подчинённых и ещё про самоманипуляции руководителя.
Что делают в этом случае сотрудники? Быстро привыкают прикидываться несчастными, громко вздыхать, подпирать кулаком головушку перед компьютером (пока на экране игра вместо проектной документации) и делать глаза, как у кота из мультфильма про Шрека. 

Доказывать свою крутизну

Многие руководителя, несмотря на должность, продолжают меряться с сотрудниками профессиональными (линейными) компетенциями. И, как только у кого-то что-то получилось не очень, такой руководитель в плаще супергероя выходит на сцену:
- А вот и я!..
И с удовольствием демонстрирует, как сделать работу быстрее-выше-сильнее. И ещё раз. И ещё много-много раз. 
А сотрудники? Иногда включаются в соревнование и тоже достигают высот, но намного чаще тихонько отходят в сторону и ждут, пока руководитель переделает за них все дела, чтобы потом бурно поаплодировать и записать результаты в свои показатели эффективности.