Новости Академии УМО

Статья "Разница между авторитарным стилем управления и позицией руководителя "сверху""

Все люди как люди, а я… руководитель!

Смешение понятий в головах руководителей (да в общем людей, занимающих любые должности) встречается часто. Особенно в темах, где возможны интерпретации, где нет чётких алгоритмов, или в темах, которым никто системно не учит (управлению например))).
В частности, есть позиции общения «сверху», «снизу», «на равных» в коммуникации. В том числе эти позиции проявляются и во взаимодействии между руководителем и подчинённым. 
Так вот, если брать описание позиции «сверху», то конечно, в качестве внешних признаков (кроме целого ряда других) выступает в том числе отсутствие диалога и различные проявления неуважения к собеседнику (от игнора до скрытых оскорблений).
Соответственно, позиция "сверху" считается неконструктивной!
И вот здесь часто управленцы говорят что-то типа: 
А как же вы можете говорить, что эта позиция неэффективна, если в сложных ситуациях, когда цейтнот и высоки риски, руководитель должен быстро сам принять решение и добиться его выполнения, без всякого диалога и прочей лирики. 
Так вот. 
То, что здесь подразумевают руководители - авторитарный стиль управления!
  • Он действительно показан в цейтноте (некогда думать).
  • Он применяется при решениях с высокой степенью риска.
  • Он действительно не предполагает запроса советов у подчинённых и обсуждения с ними деталей решения.
Но вот позиция руководителя (как комплекс прежде всего внешних проявлений) при этом может быть разной!
Сравните:
➡️ Авторитарный стиль управления в цейтноте при позиции «сверху»:
Тупицы, слушайте сюда! Ну-ка быстро и без разговоров пошли делать то-то и то-то!
➡️ Авторитарный стиль управления в цейтноте при позиции «на равных»:
Коллеги, у нас произошёл форс-мажор, поэтому прошу вас сейчас без вопросов и дискуссий сделать то-то и то-то!
Чувствуете разницу?
Она проявляется прежде всего в отсутствии (в «сверху») и наличии (в «на равных») УВАЖЕНИЯ к своим подчинённым как людям. А вовсе не в экстренности реагирования или фокусе принятия решения!