Новости Академии УМО

Статья "Soft-skills: что это и с чем это едят?"

Последнее время часто встречаюсь с вопросами про содержание soft-skills. Soft-skills - так называемые “мягкие" или "гибкие" навыки, или универсальные навыки, которые могут применяться в любой сфере деятельности. В статье - о том, что они в себя включают.

Коммуникативные навыки

Например:
  • умение устанавливать и утеплять контакт,
  • умение вести очные и телефонные переговоры, 
  • умение отвечать на возражения собеседника,
  • умение лаконично высказывать собственные мысли,
  • умение слушать и слышать собеседника, 
  • умение задавать вопросы в диалоге, получая от собеседника нужную информацию,
  • умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, 
  • умение вести себя в конфликте и сложных/спорных ситуациях, 
  • умение словесно противостоять манипулированию, 
  • навыки нетворкинга (быстрых знакомств и установления связей) и др.

Навыки работы с информацией

Например:
  • умение быстро искать информацию,
  • умение анализировать информацию, 
  • умение приоритезировать (например, расставлять аргументы в нужной последовательности), 
  • умение выделять главную мысль (принцип), 
  • умение структурировать уже имеющуюся и новую информацию,
  • умение сопоставлять данные между собой, 
  • умение находить общее и разное в информации и аргументах,
  • умение составлять короткие тексты (конспекты) и т.п.

Навыки эмоционального интеллекта

Например:
  • умение вовремя осознавать свои эмоции (пока они ещё не успели захлестнуть с головой),
  • умение отличать свои эмоции друг от друга и определять их интенсивность,
  • умение быстро успокаивать (снижать) собственную эмоцию,
  • умение вызывать у себя/усиливать нужную эмоцию,
  • умение мотивировать себя самого, 
  • умение чувствовать эмоции другого человека, 
  • умение оценивать интенсивность эмоций другого человека,
  • умение влиять на эмоциональный настрой собеседника, 
  • умение менять атмосферу беседы/встречи/совещания.

Управленческие навыки 

  • умение мыслить стратегически и видеть перспективы, 
  • умение ставить измеримые цели, 
  • умение планировать и нормировать деятельность,
  • умение распределять функционал в зависимости от особенностей сотрудников,
  • умение ставить понятные и мотивирующие задачи,
  • умение контролировать поставленные задачи, 
  • умение корректно давать обратную связь (хвалить и критиковать), 
  • умение вдохновлять команду, 
  • умение быть медиатором в сложной/конфликтной ситуации, 
  • умение проводить совещания и т.п.

Навыки самоменеджмента

  • умение формулировать личные цели, 
  • умение планировать, 
  • умение расставлять жизненные (и рабочие) приоритеты, 
  • умение управлять собственным временем (точнее, собой во времени),
  • умение соблюдать дисциплину,
  • умение управлять внешним впечатлением,
  • умение эффективно самообучаться и развиваться и пр.

Навыки принятия решений

  • умение быстро определять и формулировать проблему, 
  • умение находить пути решения задачи и/или проблемы, 
  • умение прогнозировать риски,
  • умение работать с последствиями рисков (минимизировать их, выбирая нужную стратегию), 
  • умение выбирать оптимальное решение с учётом ситуации,
  • умение рассчитывать ресурсы, требуемые для реализации решения,
  • умение доводить решения до реализации и пр.
Вы можете встретить другую структуру гибких навыков (по сути, какой-то единой принятой структуры нет), но основное их содержание связано в основном с управлением собой и взаимодействием с другими людьми. Они применимы в любой профессии, хотя, безусловно, есть профессии, в которых они являются основными (например, специалисты по продажам).