Речь про ситуацию, когда сотрудник хочет денег сверх всех уже выполненных руководителем и компанией обязательств.
Рассмотрим типовые причины таких ситуаций и действия руководителя в каждой.
Я выделила три уровня "сложности" подобных историй для руководителя. Буду рада вашим дополнениям и примерам в комментариях, а также готова обсудить саму "классификацию")))Ситуации простые. Сотрудник вложил/готов вложить больше усилий и хочет больше денег.
Например:- Сотрудник реализовал задачу/проект, который потребовал гораздо больше усилий/времени, чем было спрогнозировано.
- Сотрудник дал сверх-результат, который намного выше планового.
- Сотрудник взял/готов взять на себя дополнительные/смежные/чужие функции.
- Сотрудник готов выйти сверхурочно/берёт дополнительные смены и т.п.
Конечно, проще, если это происходит до начала выполнения сотрудником дополнительных функций (потому что в этом случае можно найти альтернативные варианты), но так бывает не всегда. Иногда приходится разбираться постфактум.
Основное направление действий руководителя в этих ситуациях: математика взаимных уступок.
То есть задача руководителя - договориться о денежной компенсации с выгодой и для организации и для сотрудника.
Не спешите:
- Попросите сотрудника сначала показать цифры (отработанные часы, принесённые деньги, произведённый продукт и т.д.). Задайте уточняющие вопросы.
- Убедитесь, что аргументы действительно весомы (что это не ситуация из следующего блока). В том числе не стесняйтесь проверять факты и цифры.
- Возьмите время, чтобы взвесить (и/или обсудить с вышестоящим руководством) финансовые возможности организации.
- Если прямо сейчас компенсацию выплатить невозможно, договоритесь об отсрочке или другом формате компенсации (дополнительные выходные, использование ресурсов организации и т.п.).
Ситуации средней сложности. Сотрудник хочет больше денег, потому что где-то кто-то его навёл на такую мысль.
Например:- Сотрудник внезапно (или запно))) узнал, что его коллега "делая то же самое" (кавычки здесь и далее не просто так) получает больше.
- Сотрудник из-за собственных особенностей (медленный темп работы, прокрастинация, переделывание) остаётся сверх рабочего времени и/или берёт работу домой и родственники/друзья/знакомые говорят, что "за такую работу должны платить больше"
- Сотрудник увидел вакансии/посты в соцсетях/
на заборе, что где-то кому-то платят за "такое" другие деньги. - Сотрудник отработал вот уже
три неделисорок восемь лет и считает, что ему должны платить не столько, сколько "этим вашим новичкам".
Основное направление действий руководителя в этих ситуациях: информирование в формате "заезженной пластинки".
Да-да-да, нужно рассказать сотруднику (возможно в пятисотый раз) как начисляется заработная плата, что он может сделать, чтобы заработать больше, за какие достижения у коллеги выше оплата и почему
А ещё, возможно, сделать небольшой экономический ликбез (сравнение ваших зарплат с рынком, обзор компенсаций, напоминание про обеспечение офиса/производства и пр.) для всего коллектива.
Ситуации сложные. Сотрудник требует больше денег, пользуясь слабой позицией руководителя/компании.
Например:- Сотрудник отказывается завершать без доплаты проект, который без него вряд ли кто-то завершит (на него завязаны клиенты/поставщики/техническая составляющая).
- Сотрудник делает упор на свою уникальную компетентность (здесь без кавычек) и/или грозит уйти к конкурентам.
- Сотрудник отказывается возвращать деньги, которые были ему ссужены, переданы/перечислены по ошибке, даны без документов для приобретения чего-то и пр., мотивируя это тем, что "вы ничего не докажете" и делая упор на некую мифическую компенсацию его усилий.
- Сотрудник вымогает деньги, грозясь пойти в трудовую инспекцию/прокуратуру/написать негативные отзывы в соцсетях/увести с собой половину коллектива и пр.
Основное направление действий руководителя в этих ситуациях: защита от манипулирования и принятие перспективного решения.
Одна из проблем, возникающих в подобных ситуациях - сильные эмоции руководителя (паника, гнев, ощущение полного бессилия и пр.), которые мешают принимать взвешенные решения. Поэтому:
- Прежде всего, саморегулируйтесь. В том числе при необходимости берите паузы в общении. Минимальные потери возможны только при холодной голове.
- Сразу (мгновенно!) начинайте готовить "отходные пути": связывайтесь с клиентами, готовьте нужные документы, запускайте поиск замены специалиста, говорите с другими сотрудниками (в зависимости от контекста ситуации).
- Выясняйте мотивы сотрудника. Есть вариант, что ему нужны не деньги, а психологическая помощь (например, человек в отчаянии из-за серьёзной болезни близкого человека, но не знает, как сказать об этом), и получится разрешить ситуацию совершенно по-другому, чем заявлено (конечно, объяснив потом, что инструменты были выбраны некорректные).
- Выясняйте, насколько угрозы серьёзны. Постарайтесь получить от сотрудника реальные доказательства. Один из важных моментов - понять, насколько высоки риски.
- Если риски значительно выше суммы, которую требует сотрудник, а скрытых мотивов не обнаружено, - платите. Тут отлично подойдёт фраза "спасибо, что деньгами". НО!
- Сразу же реализуйте системное решение ситуации (имею в виду не только расставание с сотрудником, но и защиту данных, возможность передачи функций на аутсорсинг и пр.). Нет ничего хуже для руководителя, чем "подсесть" на такой шантаж.