Репутация руководителя - это вам не имидж))) В том смысле, что можно стильно одеть руководителя, нанять специалиста, чтобы писал ему проникновенные речи и сделать красивые фото. Но думать о нём (руководителе) всё равно будут не то, что он хотел. Потому что репутация - это не то, что пиарится, а то, что по-настоящему думают и говорят сотрудники.
Что формирует репутацию руководителя в глазах сотрудников? - Прежде всего, его реальное ежедневное поведение. А конкретнее - действия или бездействие.
- Качество общения с сотрудниками.
- Прошлый опыт подчинённых (это их стереотипы, которые тянутся за ними из прошлого, и их остаётся только выявлять и учитывать).
- Информация, которую дают сотрудникам значимые для них люди. Скажем, если супруг(а) всё время дома говорит "козёл какой молодец твой руководитель" - это тоже будет падать в копилку репутации.
- Эмоциональный фон, сопутствующий событию или общению. Ну, знаете, из серии - "ложечки нашлись, а осадок остался". То есть руководитель рыкнул на одного, а расстроились все.
- Интерпретация сотрудниками событий (додумывание и домысливание).
- Слухи, как возникающие из предыдущего пункта, так и сами по себе (например, распускаемые из мести нелояльными сотрудниками).
Какие понятия обычно включает в себя репутация руководителя? - Жёсткий/мягкий.
- Понятно/непонятно объясняет/ничего не объясняет, "догадайся, мол, сама".
- Слушает (советуется)/не слушает/слушает только сам себя.
- Сухой/мокрый эмоциональный (кричит, жалеет, винится).
- Профессионал своего дела/не разбирается/не хочет разбираться.
- Любит изменения/консерватор/ретроград.
- Соблюдает/не соблюдает обещания.
- Решает вопросы/смещает ответственность/прячет голову в песок.
- И т.п.
Самое парадоксальное, что репутация действующего руководителя крайне редко бывает прямо вот исключительно положительной или исключительно отрицательной. Чаще всего это сочетание плюсов и минусов типа "строгий, но справедливый" или "всегда идёт навстречу, но позволяет собой пользоваться". Тем не менее есть ряд вещей, которые репутацию ухудшают (по сути, заставляют маятник сильнее сдвинуться в сторону минуса).
Как испортить репутацию? - Обещать - и не сделать.
- "Переобуваться на лету" - всё время менять свои требования.
- Ярко демонстрировать смену настроения. Принимать решения "под настроение".
- Обесценивать достижения сотрудников, только ругать и не хвалить.
- Очевидно выделять "любимчиков" и "отверженных".
- Заводить отношения на работе.
- И т.п.
Как улучшить репутацию? Для начала - её оценить. - Провести мониторинг лояльности (анкетирование или опрос, где вопросы задаются не только о руководителе, но и о компании, офисе, мотивации и т.п., лучше анонимный).
- Проанализировать неформальную коммуникацию (по сути, подслушать слухи, как бы это ни звучало))).
- Лично побеседовать с наиболее лояльными сотрудниками.
- Поднять результаты выходного интервью или поговорить с уже уволившимися сотрудниками (им не страшно говорить правду).
- Привлечь внешние инстанции (нанять консультантов, им частенько жалуются на руководство).
- Проанализировать типовые реакции подчинённых (как они реагируют на руководителя - плачут, жалуются, боятся, машут рукой "да через полчаса передумает" и пр.).
- Изучить информацию (отзывы) в интернете (на сайтах про плохих работодателей например).
И если полученная картинка не устраивает (или же недавно был допущен очевидный "косяк", после которого отношения с сотрудниками ухудшились), переходить к действиям: Найти сторонников. Проверьте, все ли думают про ваш поступок или про те самые качества, которые хочется исправить одинаково. Скорее всего нет. Да и в принципе лояльные к вам сотрудники вряд ли изменили своё мнение прямо на 100% из-за одного сбоя.
Привлеките "адвокатов" вашей репутации! Не доказывать, что вы не верблюд. Просто говорить "Я не такой" - не работает. Это только укрепляет сотрудников в мнении, что руководитель очень плох. Поэтому лучше прямо сказать "Да, это было. Теперь я делаю и буду делать по-другому".
Признайте ошибки! Уходить от конфликта. Часто в момент возникшей проблемы сотрудники, осознанно или нет, пытаются "зацепить" руководителя - напомнить ему про косяк, найти какие-то обидные словечки и пр. Выбирайте в этот момент не агрессивную стратегию (иначе к репутации прилепится ещё и "конфликтный/ая"). Будьте вежливы.
Саморегулируйтесь)) Впечатлить подчинённых. Если речь именно про одну ситуацию, сильно поменявшую восприятие, тут нужно учитывать вот какой момент: одна сильная эмоция перекрывает другую. Поэтому если у вас появился
шанс проявить сверх-силу(защитить подчинённых, сделать вместе с ними что-то большое, поддержать кого-то, у кого возникла проблема), - сделайте это.
Информировать. Это вообще ключевая вещь любого управления, в том числе и управления в ситуации репутационных потерь.
Объясняйте сотрудникам предысторию, обосновывайте свои решения, заранее
говорите об изменениях. В целом, давайте людям информацию - это поможет уменьшить количество слухов и интерпретаций.
Давать себе время.
Важно понимать, что восстановление репутации - не быстрый процесс. Испортить её можно намного легче и быстрее, чем исправить (это касается не только руководителя, а любых отношений). Поэтому здесь ключевой инструмент -
"заезженная пластинка", в рамках которой нужно повторять, повторять и повторять, что поменялось.
Действовать по-новому. Это самое главное! Говорить можно что угодно, но самый главный вариант влияния на репутацию - не слово, а дело (как вы помните, действия и/или бездействие - на первом месте в списке вещей, формирующих репутацию).
Покажите, что вы изменились.